Евгений онегин дружба переросла во вражду. Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги

Композиционно, противостояния в романе Евгений Онегин строятся следующим образом:

1 глава Онегин и Пушкин
2 глава Татьяна и Ольга
3 глава Татьяна и Онегин
4 глава -
5 глава Онегин и Татьяна
6 глава Онегин и Ленский, Онегин и Зарецкий
7 глава Татьяна и Онегин
8 глава
Противостояние первой и второй глав в рассказе подразумевает противостояние города и деревни. Каждая глава – отдельная своеобразная часть произведения, имеющая особый смысл.
III глава:
В третьей главе в деревню, в которой находился Онегин приезжает Ленский, завязывается дружба. Но в то же время Татьяна влюбилась в Евгения, но он, конечно, не готов к этим чувствам. Автор сожалеет об этом. Татьяна признается няне, что она влюблена.
«Татьяна любит не шутя
И придается, безусловно,
Любви, как милое дитя».

Татьяна пишет письмо Онегину на Французском языке, а автор переводит его для нас. В этом письме Татьяна признается Онегину в любви. Татьяна пишет в письме, но Онегин этого не понимает. В письме противопоставляются природа Онегина и Татьяны. Татьяна Онегину понравилась, но он устал от этого, у него холодная душа, у него нет чувств, он не готов к такому.
IV Глава:
В четвертой главе Онегин честно признается Татьяне, что он не достоин быть с ней, что с ним она не будет счастлива. В этой главе начинает развитие любовь между Ленским и Ольгой. Это обычная тривиальная любовь, ухаживания, как это было принято в то время. Татьяна угасает, бледнеет, гаснет, зато Ольга цветет. Пушкин рассуждает о любви, дружбе, взаимоотношениях между людьми. В это время Евгений Онегин жил анахоретом, отшельником. Он придается естественной жизни в деревне. Затем Ленский приехал к нему в гости. Он уговорил Онегина приехать на именины к Татьяне. Этот поступок Онегина как минимум легкомыслен.
V глава:
В пятой главе описывается сон Татьяны. Мы узнаем о том, что у нее русская душа, она верит приданиям, снам, карточным гаданиям. В этом сне имеется скрытая пародия на гостей, он предвещает будущее, сон – это ось симметрии романа. В этой главе ярко звучат состояния Татьяны и Онегина. Они повторяются и на именинах. Татьяне душно, у нее страшный жар, она готова упасть в обморок, ей дурно. Онегин же девичьих слез и обмороков терпеть не может, он раздражен, изолирован, он надулся и решил взбесить Ленского. И у него это получилось. Ленский слишком бурно воспринял постоянное нахождение вместе Онегина и Ольги.
VI глава:
В шестой главе происходит дуэль между Онегиным и Ленским. Второй ненавидит первого за то, что тот на именинах волочился за его невестой. Онегину не нравится то, что Ленский привел его на именины. В главе выясняется, кто виноват. На сцену выходит новый персонаж – Зарецкий. Он добрый и надежный друг, отец семейства. Ко времени дуэли Ленский начинает одумываться, он понимает, что дуэль – пустое. Но тут Зарецкий решает организовывать дуэль и, значит, она неизбежна. Ленский с утра весь взведенный, а Онегин проспал. Когда он просыпается, то берет в секунданты своего лакея, чем нарушает основной закон дуэли. Видя, что Ленский поднимает пистолет, Онегин стреляет. Ленский падает. Онегин подбегает к Ленскому и сожалеет, корит себя, понимает, что он убил ни в чем не повинного человека. Ольга выходит замуж за Улана.
VII Глава:
В седьмой главе Татьяна на прогулке натыкается на дом Онегина. Она снова находит Евгения и начинает читать книги, которые тот любил. Она видит, что в книгах выделены некоторые слова, она понимает Онегина, теперь она видит его как чудака, несильного и опасного. Далее, Татьяну отвозят на ярмарку невест в Москву.
VIII глава:
В восьмой главе Онегину уже двадцать шесть лет. Он случайно попадает к Татьяне в дом и видит ее как Московскую львицу, она замужем за богачом, но тем не менее она осталась все той же цельной девушкой. Онегин вновь считает часы, он влю***ется в нее. Евгений пишет письмо Татьяне в котором признается ей в любви, говорит, что раньше был не прав, заблуждался. Татьяна, прочитав письмо решила поставить точку, она совершенно четко дает ему понять, что не верит ему. Она закрыла свои чувства на большой замок. «Она другому отдана и будет век ему верна».

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой соци­альной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались сти­хи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

Каждому в жизни не понаслышке знакомы такие понятия как «друг» и «дружба». Каких людей мы считаем друзьями? Мне кажется, что друзья – это люди, что идут с тобой рука об руку годами; люди, которым ты доверяешь самые сокровенное и знаешь, что тебя не предадут. В жизни случается всякое. А может ли дружба в один миг превратиться во вражду? И на всякую ли дружбу это распространяется? Подобные вопросы волновали многих писателей и поэтов.

Не остался в стороне от этой проблемы известный русский писатель и поэт А. С. Пушкин. В своем романе «Евгений Онегин» он удачно раскрывает тему дружбы и вражды на примере двух друзей – Онегина и Ленского. Казалось бы, два совершенно противоположных человека с различными характерами, взглядами на жизнь и опытом вдруг становятся друзьями.

Но настоящая ли это дружба? Сможет ли она пройти через все испытания, которые преподнесет им непредсказуемость жизни? Думаю, нет. Ведь еще в самом начале Пушкин писал, что их дружба была от нечего делать. Но несмотря на все различия между Онегиным и Ленским, все же было то, что их объединяло: положение в сельской глуши, навязанное общение со стороны соседей и острый ум. В свою же очередь, они будто бы дополняли друг друга. Владимир Ленский в силу возраста был неопытным человеком, плохо разбирался в людях и любви: вспомним его любовь к Ольге. Как вы думаете, это были те самые возвышенные чувства, о которых пишут многие писатели и поэты, именно любовь к человеку, со всеми его недостатками, или же это была слепая погоня за образом девушки, которая была далека от идеала этого молодого человека? Мне кажется, второе. Что же касается Онегина в этом дружеском дуэте, то он был прекрасным слушателем, часто молчал, а если и возражал, то обязательно обосновывал свою точку зрения и был заинтересован в теме разговора. Ленскому требовался такой человек, которому он мог бы излить свою душу и прочесть стихи, с этим неплохо справлялся всё тот же Евгений Онегин.

Если эти два человека так неплохо ладили между собой, так что же стало толчком к их дуэли? А началом всех бед стала легкомысленность Онегина: приглашение на танец Ольги вызвало ревность у ее кавалера. Именно недоверие Ленского послужило началом их вражде. Неужели дружба этих двоих оборвалась так легко? Разве не было возможности всё исправить? Шанс был. Но воспользовались ли им теперь уже бывшие, друзья? Нет. Возможно, исход этой истории был бы несколько другой. Это еще раз доказывает поверхностность и формальность их дружбы. То, что их связывало, было настолько малым, что они смогли с легкостью это отбросить и стрелять друг в друга на дуэли.

Таким образом, можно сделать вывод, что дружба может перерасти во вражду, но далеко не каждая. Ведь если люди дружат по-настоящему, без формальностей и корыстности, то такая дружба будет существовать долго и пройдет через множество лет и испытаний, приготовленных судьбой.

(1)

Стоит проследить, как раскрываются в романе взаимоотношения Онегина и Ленского. Вначале Пушкин говорит о том, как непрочны мотивы их дружбы:

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Представления Ленского о дружбе возвышенны, романтичны. Онегин смотрел на дружбу более трезво и холодно. Но вместе с тем Онегин противопоставляется себялюбивым эгоистам, почитающим «всех нулями, а единицами себя».

Несомненно, Онегин отличал Ленского не только от Петушковых и Буяновых, но и от своих великосветских друзей. Онегин очень скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, гуманно подойти к наивному, но благородному юноше.

Афоризм, завершающий раздумья Онегина, обличает в нем человека умного, наблюдательного и гуманного. Но всегда ли следовал Евгений тому, что выражено в этих размышлениях? Остановимся на диалогах Ленского и Онегина. Беседа друзей, начинающая главу, замечательна живой непринужденностью. В каждой реплике Ленского и Онегина видны их характеры. Речь Ленского полна высокопарных эмоций:

Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг…

Речь Онегина проста и исполнена ленивой дружеской иронии:
Куда? Уж эти мне поэты!
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Увидеть мне Филлиду эту. ..

Еще более характерна беседа друзей, возвращающихся от Лариных. Изъявляя свое желание быть представленным Лариным, Онегин мотивировал его тем, что ему хочется «увидеть … Филлиду эту», Т.е. любимую Ленского. Вполне естественно ожидать, что после встречи с ней он заговорит с Ленским о предмете его любви, выскажет свое мнение об Ольге. Конечно, влюбленный поэт не сомневался в том, что мнение это будет благоприятным. И вот друзья остались одни. Но Онегин молчит и зевает. Пенекии сам начинает с ним разговор. В его словах чувствуется беспокойное желание узнать мнение Онегина, хотя прямо задать вопрос об Ольге Владимир не решается. Его смущает рассеянность и некоторая угрюмость друга. Онегин так и не отвечает на скрытый вопрос друга и равнодушно говорит о том, что Владимира меньше всего интересует. В самом порядке предметов, которых касается Онегин, чувствуется холодная рассеянность, пренебрежение к Ольге, к чувствам Ленского и далее любопытная деталь: Онегин начинает все же разговор о сестрах, но первое имя, которое он упоминает, — Татьяна:

Скажи: которая Татьяна?

Но как же так? Онегин поехал для того, чтобы увидеть Ольгу, и даже не заметил, которая из сестер — Ольга, которая Татьяна. Это странно. Но в чем причина этой странности? Может быть, все дело в холодной рассеянности Онегина. Он был представлен во время визита и милой старушке Лариной, и ее дочерям, но не был достаточно внимателен, чтобы запомнить сразу, кого как зовут. Но при этом он отлично разобрался в сравнительных достоинствах сестер Лариных. Может быть, он спрашивает нарочно, чтобы позлить Пенского? Онегину достаточно беглого взгляда, чтобы оценить человека. Но интерес его к людям притуплен, верх постоянно берут рассеянность, холод, скука, хандра. И в состоянии этой хандры он, вряд ли с намерением, скорее просто подчиняясь чувству безотчетного раздражения, жестоко обижает своего восторженного друга.

«Неужто ты влюблен в меньшую?» В чертах у Ольги жизни нет».

Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Однако в V главе Пушкин рисует еще одну картину дружеской встречи Ленского и Онегина. В этой сцене всячески подчеркнута их дружба: она проявляется и в том, что Ленский открывает свое сердце перед Онегиным [«разговорился вновь про Ольгу»), и в обращениях Владимира к другу: «милый», «мой друг», «как ты мил».

Беседа Ленского и Онегина протекает в поэтической обстановке, и это подчеркивает прелесть дружеских бесед, душевной близости двух людей. Описание этой последней дружеской встречи Онегина и Ленского особенно подчеркивает трагизм надвигающихся событий. В VI главе автор показывает, что Онегин не выдержал испытания в дружбе, и произносит суд над своим героем. Его месть Ленскому на балу у Лариных — проявление того равнодушного, недоброго отношения к чувствам юноши, которое в менее резкой форме проявлялось уже и ранее.

… но Евгений

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
«И поделом», — замечает Пушкин.
Бесспорно, Онегина положительно характеризует то, что он способен к тайному суду над самим собой. Его мучит совесть, он обвиняет сам себя, детально разбирает, в чем именно был неправ. И кажется, что вот-вот Онегин бросится к Ленскому и протянет ему руку. Но не тут-то было. Упрекая себя, Онегин уже знает, что он будет стрелять в Ленского. Ни чувства дружбы, ни жалости к юноше, почти ребенку, ни просто мужества у Онегина не хватило. Больше всего его пугает, что «в это дело» вмешался старый дуэлист.

И Пушкин с горестной насмешкой и гневом вынужден признать духовный крах своего «доброго приятеля», не сумевшего стать выше светской черни:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Таким образом, Онегин в угоду этому общественному мнению принимает вызов от друга, которого сам же и оскорбил. Пушкин, говоря о своих героях, называет их по-разному: до начала дуэли: друг, приятель [«Звал друга Ленский на дуэль», «С приятелем стреляюсь я»), Но вот приближается развязка:

Враги стоят, потупя взор.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?.

Далее автор называет Онегина и Ленского то врагами, то друзьями, как бы подчеркивая этим нелепость, дикость их вражды. Метод сопоставления, контраста, часто используемый Пушкиным в романе, блестяще применен в финале сцены дуэли для раскрытия трагедии «убийцы юного поэта».

Сравним слова, выразительно передающие чувства Онегина: «стиснув пистолет», «сражен», «с содроганьем отходит» с ремаркой «решил сосед», указывающей на полное спокойствие 3арецкого и безразличие по отношению к совершившемуся. Именно это страшное для Онегина восклицание навсегда запомнилось ему потому, что восклицание «старого дуэлиста» заставило Онегина в эту страшную минуту с особенной ясностью понять, что он совершил непоправимое преступление из страха перед такими ничтожествами, как Зарвцкий. И ни странствия по России, ни новые впечатления, ни любовь к Татьяне — ничто не помогло Онегину забыть убитого поэта.

>Сочинения по произведению Евгений Онегин

Дружба и вражда

Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан А. С. Пушкиным в первой половине 19-го века. Это одно из самых значительных произведений в русской словесности. Автор над ним проработал более семи лет. Роман посвящен теме несчастной любви и дружбы. Видимо, на тот момент именно эти вопросы были на первом месте для писателя. С самого начала произведения мы узнаем, что в свои двадцать шесть главный герой, столичный модник и повеса Онегин , устал от городской жизни и хочет отдохнуть вдали от шума.

Как отмечает писатель: «Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели». Такой была жизнь Онегина до того, как он решился уехать в деревню. Даже там он сторонился соседей-помещиков, избегал шумных компаний. Он старался проводить больше времени в тишине и за чтением книг. Единственным человеком, с которым он охотно познакомился, был Владимир Ленский . Этот восемнадцатилетний «поклонник Канта» вернулся в свое поместье из Германии и показался Евгению интересным собеседником. Его душа была не испорчена светом. Он верил в любовь и высшее предназначение жизни.

Несмотря на то, что между героями пропасть длиною в несколько лет и большая разница характеров, они часто встречаются и заводят беседы на философские темы. Многое в жизни друзей меняется с момента знакомства Онегина с сестрами Лариными. Владимир Ленский влюблен в белокурую и веселую Ольгу . Евгению же кажется более интересной ее старшая сестра Татьяна . Эта девушка привлекает главного героя своей серьезностью и незаурядностью. Татьяна много читает и всегда остается в стороне от шумных компаний. После их знакомства она решает, что Онегин и есть ее судьба, о чем открыто пишет в любовном письме.

Евгения тяготит внимание девушки, но он старается никак ее не обидеть, а потому признается, что не создан для любви и семейной жизни. У Ольги с Ленским удачно складываются отношения до одного события, которое произошло во время именин Татьяны. В отместку за то, что друг привел его на этот вечер, Онегин решает своеобразно отомстить Ленскому и приглашает на танец Ольгу. После этого между друзьями пропадает всяческое доверие и намечается дуэль. К сожалению, «юный поэт», которого возможно ждала настоящая слава, а возможно заурядная жизнь, погибает от руки лучшего друга. Ленский убит, а Онегин навсегда остается жить с этой раной в сердце.

Критики писали, что смерть этого героя была символичной. Автор хотел показать, что романтики и мечтатели погибали, столкнувшись с жестокой действительностью, а такие скептики и реалисты как Онегин, наоборот, выживали. Однако выжив физически, главный герой был сломлен морально. Он полон искреннего раскаяния, но слезами друга не вернуть. Самое ужасное, что ситуация была поправима, но в век, который жил и творил Пушкин, светское суждение было сильнее любой морали. Ведь если обратиться к истории, то и сам автор погиб в ходе дуэли, спустя несколько лет после публикации его романа.



Мода