Воспитание трудолюбия у дошкольников консультация. Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у старших дошкольников

Екатерина Денисенко
Консультация для родителей «Как воспитать трудолюбивого ребенка»

Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей , будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей . Ребенок в дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим : родителям , старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью дошкольников. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим

поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. Почему так важен личный пример в воспитании желательных нам черт личности? Психологи говорят, что всякое научение должно сопровождаться «положительным эмоциональным

сдвигом» - только тогда оно ляжет в характер прочно. Т. е. малыш легко

усваивает хорошее, если при этом испытывает радость. Вам хочется,

чтобы ребенок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых

обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой

игрушки. Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое

другое, доступное в том или ином возрасте : вытирать пыль, поливать цветы

собирать фрукты с деревьев и овощи с грядок и т. д. Заставить-то вы его

заставите, и он будет делать- это. Но не трудолюбие вы в нем вырастите . В

лучшем случае - привычку делать то, что требуют. В худшем - отвращение

к труду . Вообще-то воспитывать малыша надо уже тогда, когда он еще,

образно выражаясь, поперек лавки лежит. Когда грудничок впервые тянет

ручонки к погремушке, одна мама заботливо вложит погремушку в ручку, а

другая будет наблюдать, как малявка пыхтит изо всех сил, пищит, но

пытается дотянуться до желанной цели. Права вторая мама.

Она воспитывает в чаде самостоятельность и стремление добиваться

поставленной цели, надеясь только на свои силы. Что

равносильно трудолюбию .

Родители ведь должны научить детей не тому, как убирать игрушки,

посадить саженец и стирать белье (хотя и это, безусловно, важно, а

самостоятельности, умению преодолевать трудности , сформировать

активную позицию ребенка по отношению к окружающему его миру.

Впрочем, это все научные изыски, надо просто знать : прививая дитятке

навыки трудолюбия и поощряя его (ее) усердие, когда он (она) помогает

нам по дому, в огороде на грядке мы облегчаем детям жизнь в будущем и

закладываем основу их мировоззрения и будущего жизненного успеха. Вот

так-то - ни больше, ни меньше.

Если стараться предугадать все действия ребенка , то ничего хорошего из

этого не выйдет : у него угаснет самая главная сила, которая направляет его,

интерес. Пусть малыш самостоятельно дотянется до ягодки на ветки, соберет

урожай в свою корзинку, сам отнесет на кухню бабушки, где она сварит,

например, компот. В процессе ребенок учится быть самостоятельным

и трудиться .

Помните : ребенок учится каким-то действиям, когда начинает подражать

старшим. Поэтому, если ваше чадо рвется помочь папе или маме вскопать

огород, не отталкивайте его, не глушите инициативу. Наоборот, всячески

привлекайте ребенка : дайте ему лопатку пусть выкопает небольшую ямку, и

посадите какой-нибудь цветок, который обязательно весной будет цвести- это

результат его работы.

Конечно, важную роль может сыграть любовь и внимание взрослых,

одобрение ими поведения малыша. Но огромное значение будет иметь,

когда ребенок будет учиться трудиться у вас , подражая вам, оттого, что

рядом с вами, вместе с вами. Общение со взрослыми -мощный источник

радостных переживаний для малыша. Вот почему живой пример, который вы

являете ему своим трудолюбием - или доброжелательностью, или

вежливостью, или обязательностью, - не может не запасть ему в душу.

Очень важный период в жизни ребенка наступает в года три : "Я сам!".

Отлично! Задача родителей - незаметно помогать и как можно чаще

хвалить малыша, даже за самые малюсенькие победы. А чтобы легче было

это делать, надо придумать для малыша обязанности с которыми он легко

может справляться и был видимый результат. Например, посадить семечку, а

потом наблюдать как растет подсолнух, поливать цветы, а потом

рассматривать их цветы и можно их нарисовать или сорвать букет на день

рождения бабушки и т. д. Главное - чтобы поручение было постоянным, по

силам малышу. Одним словом, поручив что-то ребенку , дождитесь, пока он

все сделает, и не стремитесь выполнить работу за него, будьте рядом.

Чем больше вы его поторапливаете, тем медленнее он будет все делать. Хотя

бы из-за свойственного всем детям упрямства. Будьте терпеливы - рано или

поздно у малыша все начнет получаться, движения станут быстрыми и

уверенными.

Если у ребенка что-то не получается, сделайте это вместе. Покажите, как

надо, проговорите медленно каждое свое движение, объясните, где ошибка и

как ее исправить. И обязательно найдите, за что похвалить чадо. Дайте

малышу почувствовать, что его старания не напрасны, что он приносит

пользу не только себе, но и окружающим. Скажем, "Я сегодня так устала, а

ты мне помог, сорвал к обеду укроп и петрушку. Молодец!"

Будьте готовы к тому, что ребенку все надо постоянно напоминать. Но делать

это нужно вежливо и таким тоном, как если бы вы говорили со взрослым

человеком. Это относится и к домашним делам и к хозяйственным и.

Если ребенка заинтересовать , он горы свернет. Придумайте занимательную

игру. Скажем, машинку надо поставить не на полку, а загнать в гараж, куклу

уложить спать, а нож ну очень скучает по работе. Так давай позволим ему

нарезать салат. А так как самостоятельно нож с этим не справится, мы

должны ему помочь. Можно устроить и соревнование : "Давай посмотрим,

кто быстрее - ты комнату подметешь, или я посуду помою".

Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда

его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже

"игрушечного" труда , который ему ничего не стоит. Но нельзя делать помощь

в огороде средством для достижения другой цели ("Пока не прополешь всю

грядку, не пойдешь гулять"). Иначе дети будут воспринимать труд как нечто

вынужденное, помощь в огороде, в саду потеряет свою привлекательность,

перестанет увлекать и приносить радость.

Бывает, что в стремлении привить трудовые навыки подрастающему

поколению родители забывают , что имеют дело с детьми. У детской

исполнительности есть законный предел. Если ребёнок хотя бы в течение

пяти минут исполняет чью-то просьбу, его уже можно считать послушным

и трудолюбивым .

Основные правила

Не подавляйте инициативу малышу - научиться чему-либо можно только

путем проб и ошибок, то есть только на практике.

Прежде чем что-то поручить ребенку , покажите, как это сделать.

Объясните алгоритм действий и посмотрите, как справляется с

заданием ребенок . Если что-то не получилось, найдите, за

что ребенка похвалить и тактично исправьте ошибки. Наберитесь терпения.

Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз вместе.

Будьте последовательны в своих требованиях.

Учитывайте индивидуальные и возрастные

особенности ребенка . Труд должен быть посильным и требовать физических

и умственных усилий.

Превратите работу на грядках, в саду или на цветниках в увлекательную

Учите ребенка уважать труд других людей . Рассказывайте малышу о

своей работе, о работе других близких.

Тактично оценивайте результаты труда ребенка . Постоянно хвалите его за

старательность и прилежание. Критикуйте только результат или способ, а не

самого маленького исполнителя.

Работа не должна быть однообразной. Чтобы ребенок отдохнул ,

предлагайте ему разную работу : полил цветы, а теперь давай вместе вынесем

сухие ветки с огорода.

Очень важен тон, которым дается поручение. Уважительная просьба

выполняется охотнее, чем безапелляционный приказ.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество

выполненной работы. Если не все получилось - не раздражайтесь,

объясните ещё раз.

Всегда привлекайте ребенка к большим семейным делам (когда надо

собрать овощи к праздничному столу, построить парник) и приучайте

начатую работу доводить до конца.

Постоянно пересматривайте и расширяйте круг обязанностей

своего ребенка .

Нельзя наказывать ребенка трудом ("Ты меня не слушаешься, поэтому

соберешь целое ведро помидор").

Учим сеять картошку

Мы уже говорили, что в общении с ребенком важен принцип "делай, как я".

Чтобы научить малыша помогать сеять картошку, продемонстрируйте этот

процесс на своем личном примере. Возьмите маленькое ведерко, положите

для малыша семенную картошку (выберете картошку с маленькими

толстенькими отросточками). Покажите малышу, предложите рассказать,

чем семенная картошка отличается от той картошки которую мы чистим и

варим. Объясните важность ростков. При этом любое свое действие

надо озвучивать : «Посмотри папа копает лунки, а мы с тобой будем

укладывать картошечку в лунки. Я беру картошку и вот так, посмотри, кладу

в лунку.» Желательно чтобы ребенок шел впереди , для того чтобы иметь

возможность исправить его ошибки. «Вот ты молодец, а теперь папа будет

закапывать картошку, как будто укрывать одеялом, чтобы ей было тепло и

ростом, поливаем, всё делаем вместе, а как итоговый результат копаем

картошку, и обращаем внимание на то что клали в лунку одну картошку а

какой лунке больше картошин, а какая картошка самая большая.

Готовим салат «Солнечный»

Пойдите на грядку, сорвите огурец, помидор, болгарский перец, зеленый лук,

укроп, петрушку и ещё что-нибудь, что найдете на своих грядках.

Пусть ребенок вымоет в теплой воде овощи, зелень (зелень необходимо

вымыть особенно тщательно, поэтому помогите ребенку ,

пусть ребенок принесет миску под салат и дощечку. Нарежьте в

присутствии ребенка все это хозяйство не большими дольками.

Пусть малыш попробует даже сам что-то нарезать. Для этого вложите нож в

его ручку, сверху положите свою и водите ножом. Малыш будет в восторге,

честное слово!

А если еще предложить крохе самому перемешать салат и украсить его, влить

масло, красиво подать на блюде - в следующий раз он сам, вызовется

помогать вам как в огороде так и на кухне.

Обязательно похвалите своего помощника. Причем в присутствии других

членов семьи. А поедая салат, не забывайте их нахваливать и подчеркивать

В следующий раз ребенок захочет уже приготовить бутерброд, а там,

глядишь, и до картошки с яичницей очередь дойдет.

Вот так, шаг за шагом, вы и вырастите настоящего помощника, для Вас, а

сам ребенок будет любознательным, трудолюбивым , самостоятельным,

инициативным, активным, дисциплинированным, наблюдательным, бережно

относящегося к природе.

И так помните!

Сделайте процесс труда ему интересно .

Постарайтесь не ограничивать инициативу малыша.

Никогда не подгоняйте ребенка !

Не ругайте ребенка .

Учить детей надо играючи.

Должен быть результат деятельности, вкусный, познавательный, интересный.

Воспитание трудолюбия у детей.

Пожалуй в нашей стране трудно найти человека, который считал бы, что детей не надо приучать к труду.

Дети дошкольного возраста обычно очень активны, это живой деятельный, неугомонный народ. Ребятишки много играют, бегают, прыгают, вечно чем-то заняты. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша, напротив, он отвечает потребности ребенка быть в действии, что-то делать. Поэтому часто можно видеть, с каким удовольствием малыши выполняют ту или иную работу.

В процессе работы дошкольник узнает иного нового о вещах, об их качествах и назначении. Он знакомится со стеклянной и металлической посудой, как работать с лопатой, с молотком и т.д.

Таким образом, в трудовой деятельности ребенок получает ответ на свои многочисленные «почему», «для чего», «как», удовлетворяет свою потребность в познании окружающего.

В не сложной как будто работе малышам приходится преодолевать трудности, надо суметь выполнять дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.

Но самое важное это то, что только самостоятельная работа ребенка, требующая определенных физических, умственных и волевых усилий, дает ему в конце концов некоторые представление к труду.

Понятно, что малышей 2-3 лет приучают вначале выполнять несложные поручения: принести книжку, газету или положить игрушки на место, разложить ложки на столе. Их учат самостоятельно одеваться.

Конечно, надо учитывать физические возможности ребенка и не перезагружать его.

Говоря о труде дошкольников, мы должны подчеркнуть его связь с игрой. Он как бы рождается из игры.

Так как же добиться, чтобы ребенок, который только что отказывался убрать свои игрушки, вдруг с охотой принялся за дело?

Для этого есть верные средства – свяжите это дело с игрой, вместе в него немного фантазии. Подскажите малышу, как можно расположить игрушки: собаку посадить около его домика, машины поставить в гараж, мишку уложить спать. И вы увидите, что ребенок увлечется этой игрой – уборкой.

Ребенок убирает в своем уголке, однако эта работа полезна для всей семьи: ведь если игрушки в порядке, то в комнате красивее. Малыш учится замечать красивое, стремится к красоте.

Чтобы привлечь его к труду, кроме игры, есть еще средство – совместный труд детей и взрослых. Ведь для ребенка дошкольника всегда большая радость побыть вместе с отцом, матерью, бабушкой, поиграть с ними, поработать.

Вот это желание детей работать вместе со старшими мы можем использовать для того, чтобы прививать малышам любовь к самому труду, привычку к нему. В совместной работе вам легче научит ребенка правильным приемам труда, показать ему, как нужно выполнять то или иное дело. Совместная работа еще и тем ценна, что тут у детей формируются ростки коллективизма – ребенок на деле убеждается, что от качества его работы зависят в какой то мере и результаты общего труда.

Очень важно воспитание трудовой установки. Каков бы ни был по своему созданию труд дошкольника, перед ребенком должна быть ясна поставлена цель. Его действия должны быть рациональны, чтобы при наименьшей затрате сил получить лучшие результаты. Увлеченный процессом труда, ребенок может забыть о результате, который обязательно должен получится благодаря его усилиям.

Очень важно, чтобы мы со вниманием относились к его труду, вовремя помочь ему советом, не подавляли его самостоятельности, инициативы.

Ребенок только тогда получит удовлетворения от работы и она будет воспитательно - умной, когда его труд потребует от него определенных усилий. Не странно, если он и устанет немного! Нет не чего хуже «игрушечного» труда, который ничего не стоит ребенку. Даже самые маленькие дети признают только целесообразный труд.

Нам с вами нужно думать и о том, каковы мотивы труда у наших детей, что побуждает их трудится. От мотива зависит во многом и качество работы, и ее воспитательная ценность.

Труд ради других людей становится особенно важным в воспитании 3 – 4-го ребенка. Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они не приучают своих подросших ребят к систематическому труду. Но для детей 3-4лет уже необходимо выполнение определенных, постоянных обязанностей. Выполнял работу не только для себя, но и посильные обязанности на дому или в группе детского сада, ребенка привлекает желание заботится о других людях, о родных, о товарищах.

Некоторые родители говорят, что и хотели бы заняться трудовым воспитанием ребенка, но у них нет для этого времени, им некогда играть, пока он сам оденется, сам накроет на стол, - они сделают это быстрее, да и результат будет лучше. Все это верно, но ведь так мы упускаем золотое время, когда ребенок сам очень хочет что-то делать, помогать, подражая взрослым. Очень важно, чтобы родители набрались терпения, выдержки и непременно бы давали ребенку возможность самостоятельно делать то, что он может сделать, что ему по силам.


Консультация для родителей

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

«Что за прелесть эти сказки! »- восклицал А.С Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому - «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле - «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе - «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты ). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен - и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.

Выполнила: Винник Е.В.


Консультация для родителей

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, созда-теля первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики»

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное д вижение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Выполнила: Рахно М.В.

Дети - это будущие взрослые. И чтобы родителям подготовить своего ребенка к качественной взрослой жизни, им обязательно следует научить его трудолюбию. Это поможет малышу стать успешным в учебе и в будущей работе. Трудолюбивый малыш получит уважение и одобрение окружающих. Ребенку, умеющему выполнять простейшие домашние поручения во взрослой жизни будет легче справляться с разными трудностями. Малыш вырастает более самостоятельным, ответственным, учится ценить свой труд и труд других людей, становится отзывчивым, чутким, в нем воспитывается упорство и настойчивость. Конечно, в труде решаются и многие педагогические задачи: развиваются умственные способности, любознательность, тренируется мелкая и крупная моторика.

Очень часто родители задумываются над тем, с какого возраста следует приучать свое чадо к труду. Психологи советуют начинать с 2 - 3 лет. Но конечно же, никто не запретит делать вам это и несколько раньше. Именно с двухлетнего возраста у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если стремление не поддержать, то оно может пропасть и тогда ребенок пассивно будет ждать, когда его оденут, умоют, покормят.

Если 2-3 летние малыши принимают уборку за игру, то 5-6 летние дети понимают, что интересного в уборке мало. Поэтому если родители с раннего детства не приучили ребенка к труду, то потом сделать это будет очень и очень сложно. Лучше объясните, что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работу по дому надо выполнять всей семьей, также же, как жить и отдыхать.

Сначала приучите своего маленького ребенка убирать за собой игрушки. Предложите сделать это вместе. Чтобы было интереснее объясните ему, что игрушки хотят спать, и для этого у каждой из них есть свое место. Вообще идеальный вариант, выстроить весь процесс в форме игры. Показательность же имеет положительный результат. Так как дети любопытны, они все время пытаются повторить наши взрослые действия.

А вот уже трехлетние малыши стараются сделать все сами и им многое уже под силу. Например, заправить утром свою постель, одеться, помыть посуду или постирать свою одежду. Следует приучить малыша складывать аккуратно свои вещи на стул перед сном. Собираясь лепить, рисовать, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно для этого занятия. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями или совком на клумбе или грядке. Обязательно предложите свою помощь. Ребенку свойственно повторять все за взрослыми, поэтому видя, какие родители трудолюбивые он будет усваивать хороший пример. Нельзя от ребенка требовать того, чего сами не делаете.

5-6 летний ребенок уже может отличить труд от игры. Раскрывайте ему социальную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младших детей, для бабушек, дедушек. Ко дню рождения мамы или папы можно сделать несложный подарок самостоятельно. Не только девочки, но обязательно, и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для салата, нарезать их. Конечно же, надо объяснить, что перед этим надо помыть руки, надеть фартук.



На седьмом году возможностей у ребенка становится больше. Он становится более ловким, выносливым. Движения его становятся более координированными и точными. Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какое-нибудь животное — не только дать корм, но и почистить клетку.
Следует научить его вдевать нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!

Нужно постараться постепенно научить его самостоятельно брать на себя выполнение какой-то части домашней работы. Например, забирать почту, поливать комнатные цветы, кормить рыбок. Ему может быть понятна и более отдаленная цель его труда, например, чтобы собрать урожай, надо с весны ухаживать за растениями. Именно с помощью такого труда устанавливаются его взаимоотношения с окружающими людьми. Он осознает свои обязанности, учится сотрудничеству и взаимопомощи. Полезно приучать ребенка ухаживать за растениями и животными. Он не только узнает много нового из жизни флоры и фауны, но и учится милосердию.


Часто случается так, что ребенок с азартом берется за дело, но быстро его бросает. Когда он еще мал, ему сложно долгое время концентрироваться на каком-нибудь одном занятии. Дети не всегда в этом виноваты. Слабая мускулатура, несовершенство движений, незрелость нервной системы влекут к быстрому утомлению. Поэтому задания, которые вы предлагаете вашему ребенку, должны быть ему по силам. Если ребенок должен выполнить то, что у него точно не получится, то это может спровоцировать неуверенность в своих возможностях. Никогда не забывайте об этом.

Но и считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, следует следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца и, по возможности выполнено качественно. Не стоит хвалить ребенка, если домашнее поручение выполнено некачественно или небрежно. Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. Заклейте вместе с малышом порванные книги, приготовьте что-либо вместе, сделайте уборку в квартире. Увидев результат своего труда, у ребенка возникнет чувство гордости, формируется уверенность в себе и самоуважение.


Одна из наиболее распространенных ошибок родителей, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, что мы сами сделаем за несколько минут. Поэтому они все начинают делать за ребенка сами: одевают его, убирают игрушки. Некоторые дела ребенку не доверяют потому, что боятся, что он испачкается, намокнет или уронит что-то, разобьет, испортит. А часто простое нежелание после помощи ребенка переделывать за него.

Другая распространенная ошибка родителей приучать к труду силой. Или повышать голос на ребенка, ругать его за «неловкость, неуклюжесть». Нужно, наоборот, постоянно хвалить и подбадривать ребенка, а в случае неудачи предложить свою помощь, объяснив, что когда ребенок подрастет у него и самого все получится. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, следует стимулировать инициативу, а не подавлять ее.


Иногда родители допускают еще одну ошибку, наоборот, без меры хвалят своё чадо за любую попытку помочь. Покупать ему подарочки или сладости за выполненные задания тоже не стоит. Так как в дальнейшем без выгоды он ничего не захочет делать в жизни.

С ребенком нужно заниматься беспрерывно, повторять одно и то же постоянно. Это потребует от взрослых немалого терпения, времени и сил. Привлекайте внимание ребенка к своим действиям, показывайте отдельные приемы, объясняйте, как правильно надеть носочки, колготки, куда положить платочек, куда повесить полотенчико. Но будьте уверены, что ваши труды не пройдут даром. Если вы научите ребенка трудиться, то можете быть спокойны за его будущее.

Составитель: воспитатель Алексеева Татьяна Валериевна.



Советы