Почему на новый год принято ставить елку. Ёлка или сосна: Какое дерево нельзя ставить на Новый год? Приметы о дате украшения новогоднего дерева

В последние дни декабря люди в спешке готовятся к встрече самого важного праздника, однако далеко не все знают, почему на Новый год наряжают именно ёлку. Считается, что данная традиция была позаимствована европейцами и англосаксами у германцев. Объяснение, почему наряжают ель, а не другое дерево, берёт свои корни в канун Рождества 1513 года, когда выдающийся немецкий реформатор Мартин Лютер решил украсить ель пятиконечной звездой как напоминание о звезде Вифлеема, указавшей путь к колыбели Иисуса.

Откуда возникла традиция наряжать ель

Многие дети и их родители не знают, почему на Новый год наряжают именно ёлку. Как гласит одно из древних преданий, происхождение данной традиции связано с появлением на свет Христа. Поприветствовать мессию собрались не только звери и люди, но и различные растения с деревьями. Все они принесли новорожденному Иисусу подарки в виде цветов и плодов, источающих восхитительные запахи. Ёлка пришла с холодных северных краёв и во время поздравления остальных гостей скромно стояла в сторонке.

У всех присутствующих возник вопрос, почему ёлка не пожелала подойти к младенцу. Дерево ответило, что, во-первых, оно не может подарить будущему Спасителю ничего полезного, а во-вторых, его острые иголки способны поцарапать новорожденного Иисуса. Тогда все деревья и растения поделились с елью своими плодами, яркими цветами и орехами. От вида нарядной и позитивной ёлки лицо младенца озарила улыбка, и в то же самое мгновение над вершиной украшенного древа засияла звезда Вифлеема.

Существует и другой вариант данной легенды. Она утверждает, что грубая Маслина вместе с Пальмой преградили ели дорогу к Спасителю, подняв на смех её нелепый внешний вид, острые иглы и липкую смолу. У скромного деревца не возникло возражений, однако оно стало печальным и не рискнуло переступить порог пещеры. Увидев грусть вечнозелёного дерева, ангелы пожалели его и решили украсить его ветки звёздами с небосвода. По достоинству оценив свой неповторимый наряд, ёлка отбросила все сомнения и осмелилась показаться на глаза младенцу Иисусу.

Духи леса

По мнению многих известных исследователей, традиция наряжать ёлку на Новый год тесно связана с верой наших предков в сверхъестественные силы природы и в то, что все растения обладают собственным разумом. Они считали, что духи, обитающие в лесу, могут запросто сгубить не понравившегося им человека. Других путников, обладающих определёнными заслугами, они наталкивали на клад и помогали найти выход из дремучей чащи.

В старину верили, что наряжание ёлки задабривает духов леса, поскольку это деревце издавна почитали как символ жизни. Существовали особые ритуалы для его украшения различными угощениями и плодами.

О новогодней ели в России

Говоря о том, почему на Новый год наряжают ёлку, стоит совершить исторический экскурс в южно германские традиции, существовавшие задолго до русских. Первая рождественская ёлка в России была установлена и наряжена в канун празднования Нового 1700-го года по специальному приказу Петра Первого. Император повелел запускать сигнальные огни и зажигать фейерверки, а также украсить центр столицы ветками можжевельника, сосны и ели.

После революционного переворота в 1917 году большевиками были предприняты попытки ликвидировать празднование Нового года как буржуазную традицию. Однако народные массы успели полюбить это торжественное событие, и в середине 30-х годов власти вернули его обратно.

Началом большой реабилитации послужила небольшая заметка в «Правде» (главное печатное издание коммунистической партии СССР).

Особенности новогодней ели как талисмана

На Новый год наряжают ёлку потому, что в канун праздника на землю стягиваются нечистые силы для издевательства над людьми и причинения им всевозможных подлостей. Порождения зла могут испортить праздничный стол, украсть какие-нибудь полезные мелочи и внести хаос в процесс подготовки к торжеству.

Для отваживания нечестивых «гостей» принято было украшать дом предметами, которые отпугивали их и не позволяли переступить через порог жилища. Говоря о том, почему на Новый год украшают ель, стоит отметить, что ёлочные игрушки в сочетании с блёстками и мишурой выполняли не только эстетическую, но и прикладную функцию, удерживая нечисть от проникновения в дом.

В преддверии Нового года во всём мире открываются миллионы ёлочных базаров. Трудно представить, сколько елей и сосен вырубаются каждый год!

Никто не осмеливается назвать цифру и оценить объёмы торговли, потому что в каждом населённом пункте ради нескольких дней праздников наносится непоправимый ущерб природе. Задумаемся, есть ли причины отказаться от покупки «живой» елки на Новый Год:

Причина №1. Историческая

Новогодняя ёлка – дерево смерти. Считается, что наряжать мертвую ёлку – это старая русская традиция. На самом деле Новогодняя ёлка — немецкого происхождения и появилась на русской земле недавно.

На Руси Новый год праздновали весной, в день весеннего равноденствия – начало возрождения Природы. Новогодним деревом была берёза (древо жизни, любви и благоденствия). Берёза первой распускается весной, и считается средоточением животворящих сил, отпугивает зло и приносит здоровье. После крещения Руси Новый год стали считать 1 марта по юлианскому календарю.

В петровскую эпоху, основой для праздников стали не Природа и не «священное писание», а традиции Запада. Поэтому в 1699 году Петр 1 заменил русский календарь на юлианский, и приказал праздновать Новый год как в Европе – 1 января. Новогодним деревом становится ель. Такое новшество Петр перенял у протестантской Германии. Сурово и долго насаждал новую традицию (ёлку), поскольку у славян ель — дерево смерти, с ним связаны погребальные ритуалы.

Действительно ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: удавившихся и вообще - самоубийц зарывать между двумя елками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола.

Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «…Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником»).

Еловыми ветками выстилают путь похоронной процессии:
Ельник насыпан сутра по дороге.
Верно, кого-то везут на покой!

Смертная символика ели нашла отражение и в пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под елку» – тяжело болеть; «угодить под елку» – умереть; «еловая деревня», «еловая домовина» – гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» – умереть и др.

По указу Петра каждый должен был украшать целыми хвойными деревьями или ветками – ворота, улицы, дороги, крыши трактиров, те же у кого не было на это средств, обязаны были хотя бы ветку обломить и вывесить на двери / воротах при входе в дом. (В западной цивилизации, как мы видим, остался и эта ветвь). Таким образом, ёлка стала главной деталью новогоднего городского пейзажа.

Причина №2. Экологическая

Для того чтобы вырастить новогоднюю красавицу — ель потребуется не менее 10 лет. И то, речь идет о среднем деревце, высотою не более полутора метров. Ель растет медленно – после посадки скорость роста составляет всего 3-4 см в год. Впоследствии скорость увеличивается до 10-20 см, при продолжительности жизни около 250 лет.

Каждый может посчитать: сколько лет он ставил у себя дома ёлку? У многих получится… целый парк срубленных и погубленных деревьев. Также каждый может посчитать: а сколько деревьев он посадил в своей жизни? У многих окажется, что — ни одного! Вечнозелёные хвойные деревья — это не какие-то сорняки, а ценная порода дерева. А новогодняя, глупая и беспощадная, вырубка леса приносит большой вред стране: это и безвозмездные потери лесных ресурсов и вред экологии.

Причина №3. Энергетическая

Этот обычай однозначно придуман силами разрушения. Срубая дерево как раз в дни, когда идёт рост и «просыпание» нового энергетического витка (на зимнее солнцестояние) - люди тем самым «подрубают» эти энергии, становятся разрушителями Вселенной, ибо дерево обладает вселенскими возможностями, и разрушают тем самым себя, свои семьи.

Может ли принести счастье в дом гулянье возле мертвого дерева?

Задумайтесь, это живое существо могло жить, радоваться солнцу, приносить благо окружающему миру и нам в том числе (кислородом то все мы дышим). Но ради нашей однодневной прихоти, оно должно было умереть. Не напоминает ли вам все это ритуалы черной магии, где также проводятся «песни – пляски» вокруг умирающего живого существа…

Еще и «Праздновать» обязательно ночью - это самая дикая дичь. Я понимаю: праздник затянулся — весело и радостно, можно гулять хоть по несколько суток… Но в чём смысл ждать глубокой ночи, когда уже все устали от приготовлений, и т.п. Очевидно же, что Праздновать нужно или с восходом или утром или днём… когда много сил, радости, позитива… Это тоже указывает на чёрно-магичность ритуала…

Срубленная Ель живёт неделю или больше, лишившись корневой подпитки, она черпает энергию на тонком плане, вытягивая жизненные соки из окружающего пространства.

От неё веет страхом, смертью, болью, муками - Ель очевидно выбрана умышленно, она отлично подходит для пси-генератора (имеет иголки которые в живом виде очень благоприятно влияют на воздух (вспоминаем санатории в хвойных рощах и т.п.).

Очевидно же, что умирающая Ель настраивает пространство иначе, в негатив, а каждый кончик иглы становится выходом её страхов, боли, мучений и пронизывает, прокалывает пространство вокруг.

Мы должны избавиться от вековой традиции нести срубленную елку в дом и украшать ее, так как это недостойно цивилизованного человека. Убитая ель не может быть символом праздника!

Украшать срубленную ель – все равно, что украшать покойника. Ель – живой организм, его уничтожение, как и любого дерева, нарушает устойчивость всей экологической системы.


Причина №4. Этическая

Хорошо ли срубать ель? Или покупать срубленную?
Если это делается ради развлечения – то нехорошо. Ведь в том, что у кого-то забирают жизнь, должен быть особый смысл и разрешение. Чтобы в доме был свежий еловый запах, нет необходимости убивать дерево, а достаточно наломать веточек, предварительно спросив у него разрешения.

Кроме того, гибель деревьев – это сокращение биогенного (пропущенного через растения) кислорода, которым мы дышим. Так стоит ли убивать деревья, с которыми связано множество других жизней?

Для того чтобы вырастить новогоднюю красавицу - ель высотою около полутора метров требуется не менее десяти лет. А продолжительность её жизни около 250 лет. Новогодняя глупая и беспощадная, вырубка леса приносит большой вред стране: это и безвозмездные потери лесных ресурсов и вред экологии.

Ёлка - самый главный атрибут праздника, без которого крайне тяжело добиться той самой «новогодней» атмосферы. С самого детства у многих из нас сохранились приятные ассоциации с подготовкой к Новому году и Рождеству, в том числе, с украшением новогоднего дерева! У кого-то принято устанавливать в комнате сосну, у кого-то - ёлку, кто-то обходится другими деревьями, но факт остаётся фактом - без сверкающего огнями главного новогоднего атрибута торжество как будто бы проходит мимо!

Правда, после праздников ёлку нужно куда-то деть, и главный вопрос - когда убирать новогоднее дерево? Куда - вопрос второстепенный, но он также актуален. Решить его просто: в Москве, к примеру, есть немало пунктов, которые принимают ёлки и сосны. А вот в какой именно день выбросить ёлку, чтобы не накликать на себя какую-то беду, и как правильно сделать это по народным приметам, мы обязательно расскажем.

Когда лучше выбрасывать ёлку после новогодних праздников


Ежегодно после длительных праздников многие озадачиваются вопросом, куда можно выбросить новогоднюю ёлку или сосну. Если у вас искусственное дерево, которые сейчас в большом почёте, так как сохраняют «природный фонд», то переживать не стоит - с него просто нужно снять игрушки и упаковать обратно в пакет или коробку.

Выбирать для этого специальный день не нужно, но совершенно другое дело - ёлка «натуральная». Новогоднее дерево всегда подразумевает какой-то особенный «дух праздника», если хотите - волшебства, потому есть народные приметы, которые напрямую связаны с тем, когда лучше выбрасывать ёлку.

По народным поверьям, выбрасывать сосну или ёлку лучше всего до 19 января, праздника Крещения. Однако с недавних пор в России отмечают китайский Новый год, который приходится в 2020 году на 25 января. Традиции фэн-шуя подразумевают, что ёлка всё-таки должна стоять, когда наступит «настоящий» год Крысы по Восточному календарю.

Однако получится, что новогоднее дерево должно простоять целый месяц, и оно может осыпаться. Таким образом, можно выбросить ёлку «правильно» - до 19 января, и встретить китайский Новый год, украсив высокий зелёный цветок.

Как правильно выбросить ёлку


Конечно же, в России существуют свои «традиции» выбрасывания главного новогоднего атрибута. К примеру, вместо того, что отвезти дерево в специальный пункт приёма, его просто сбрасывают с балкона или из окна. По приметам делать этого нельзя, поскольку таким образом можно вышвырнуть из дома всё хорошее, что должно было произойти в 2020 году.

Лучше всего поступить подобным образом: постелить под ёлкой несколько газет или старые обои, а затем снять игрушки. Даже если иглы осыпятся, то они не останутся на полу. После этого дерево оборачивают большим пакетом и выносят. Можно отвезти его в специальный пункт приёма ёлок или на специальный завод по переработке древесины.

Приметы и поверья о новогодней ёлке


Есть замечательная примета для тех, кто жалеет о разбитых ёлочных игрушках. Когда вы украшаете ёлку или сосну, игрушка падает и бьётся, то это - к счастью. Главное, вовремя проговорить это вслух: «На счастье!».

Осколки игрушки необходимо собрать, и в этот момент загадать заветное желание. Считается, что в наступающем году оно обязательно исполнится.

Также народные приметы гласят о том, что ёлку нужно обязательно поблагодарить за новогоднее настроение и счастье, которое она принесла в дом. Не забудьте попросить дерево «забрать» с собой все несчастья, оставив вам только хорошее.

Видео

1700

Царь-елка

Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто.

Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.

Самый цитируемый под Новый год исторический документ - петровский указ: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его "некоторые украшения от древ" не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: "щедруха" (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: "кесарийский" поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.

Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но скорее всего - лишь в домах проживающих в Москве иностранцев, прежде всего немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.

С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельмож была обязательной.

После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.

К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.

Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом.

Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) - со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.

К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка как-то не слишком ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.

Наконец, у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение "идти под елку" в те времена означал поход в питейное заведение.

1819

Второе пришествие

Второй "поход" новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз - более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.

В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.

В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.

"Под елочку", которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.

В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. "Елкой" стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.

При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних "корпоративах". Как правило, император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.

1915

Елка - враг государства

Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.

В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это "вопиющим фактом", журналистов поддер жали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

Вообще-то в этом запрете было что-то параноидальное. Ладно, если бы только вражеские солдаты веселились под елкой. Но ведь наши-то - тоже!

Вот записи из дневника Николая II: "Поехал в военный госпиталь на елку больным", "в новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков...".

Или вот распорядок дня Николая II 31 декабря 1913 года. В 15 часов царь поехал в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку... В 23 часа 30 мин. поехали в полковую церковь на новогодний молебен.

Ну и при чем тут "вражеская традиция"?! В принципе при таком раскладе царь и себя обязан был объявить врагом русского народа.

1919

Дед Мороз

без "браунинга"

После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.

Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево "буржуазным предрассудком". Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить "предрассудок", если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?

При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю "Бутырку". Ну и деньгами выкуп солидный.

Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. "Браунинг" Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.

Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:

Только тот, кто друг попов,

Елку праздновать готов.

Мы с тобой враги попам,

Рождества не надо нам!

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила "христианское" воскресение: страна перешла на "шестидневку", запрещено празднование Рождества.

Странно, что никому не пришло в голову, что подобные формулировки фактически объявляли Ленина злостным антисоветчиком, мракобесом и просто преступником.

1935

Привыкли руки к топорам

С чего это всего через восемь лет власть вдруг кардинально изменила отношение к елке - загадка. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев.

Неожиданно для всех Сталин согласился.

И хотя в "Правде" не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров - в смысле: рубить елки, - разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.

Судьбы сложились по-разному. У елки - хорошо, у Постышева - не очень. В конце 30-х его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал беспрецедентную кампанию арестов. Лично "разоблачил" большое количество врагов партии и народа, отправив в лагеря или на расстрел тысячи людей. Затем сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. В 1955-м реабилитирован.

Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис не бесспорный.

Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в "Правду", обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому - загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву: "Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим".

Что наводит на размышления. Во-первых, в партийной иерархии Постышев был, мягко говоря, не слишком значительной фигурой. Во-вторых, знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя.

1937

Звезда и шампанское

Постышев еще был жив, когда по стране начали зажигаться новогодние елки. Первая - в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем, кстати, связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют "Советского шампанского" состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское, заметим, у нас только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено. Ну разве что вместо звезды все чаще используют разнообразные политически нейтральные пикообразные верхушки. В основном китайского дизайна и изготовления.

Новый год наступит вот уже через 12 дней, а атмосфера праздника царит уже повсюду: улицы города, магазины и, конечно, квартиры вартовчан. Резные снежинки, гирлянды, блестящие шары, свечи… Каких только украшений нет! Но главным из года в год остается одно – праздничная елка. Это дерево, пожалуй, у каждого ассоциируется именно с празднованием Нового года. А вот почему так сложилось и знают ли жители Нижневартовска историю этой традиции мы решили выяснить в преддверии праздника.

В нашем опросе , на тему установки дома елки, хоть и приняли участие всего 169 человек, тем не менее, больше половины ответили, что уже поставили и украсили дома хвойное дерево. Ну, или его искусственную версию. Согласно результатам, жители Нижневартовске предпочитают ставить дома именно неживые подобии елок. Таких оказалось 105 человек. Всего 23 респондента отдали предпочтение настоящей ели. Некоторые решили ограничиться еловыми ветками.

Журналист портала NV86.ru также лично опросил нескольких людей на тему того, почему на Новый год принято ставить и украшать елку. Ответы оказались разными, но по-своему интересными:

«Ставят, наверное, потому что это единственное дерево, которое остается зеленым круглый год»;

«Мне кажется это связано с какими-то святыми или богами. Может, чтобы задобрить их и тогда в наступившем году все будет хорошо»;

«Новый год – семейный праздник. Мне кажется добыть елку, установить ее и украсить – задачка не для одного. Сами подумайте – принимают участие все. Как правило, отец покупает и приносит елку домой, дети могут своими руками сделать игрушки, а мама их красиво развесить. В этом и смысл. Объединиться, а потом наслаждаться плодами своего труда»;

«Елка растет в лесу. Там чистый воздух. Своими иголочками елка очищает и даже освящает дома и квартиры живущих в них людей. Тем более, в такое волшебное время на стыке годов, когда подводятся итоги и закладываются планы на следующий год»;

«Традиция ставить елку пошла из Германии или Норвегии. В Россию ее привез Петр первый».


Говоря о том, как традиция складывалась исторически, последний вариант оказался ближе всего. Древние германцы считали, что в ветвях деревьев живут духи, и, украшая дерево, их пытались задобрить. Возможно, для древних людей ветки хвойных деревьев символизировали вечную жизнь.

В Россию обычай украшать ель привез Петр I. Накануне 1700 года Петр повелел Новый Год отмечать 1 января (вместо 1 сентября). Тогда же указом Петра I было велено: «по улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… стоять тому украшению января в первый день».

Однако традиция не прижилась и возобновилась лишь в 1818 году благодаря княгине Александре Федоровне, жене царя Николая I. С конца 1840-х годов в Москве и Петербурге каждую зиму стали открываться ёлочные базары, но нельзя сказать, что именно с тех пор традиция крепко закрепилась. В советское время в связи с началом гонений на православие под запрет попала и новогодняя елка, так как она «напоминала» о религии и Рождестве.

Затем лишь в 1935 году в газете «Правда» появилась статья под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Сталин поддержал инициативу, а зеленая красавица вышла из опалы и стала символом наступающего нового года.

Сегодня уже сложно представить себе Новый год без елки. Для большинства это традиция родом из детства, которая основательно закрепилась в сознании. Кстати,



Дети